Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка -
это, прежде всего, забота
о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления
здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного
времени. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым
является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья это
потребность не только нашего, но и будущих поколений.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом
научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из
предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и
воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный
гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать
мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и
принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять
здоровье учащихся.
Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает
учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и
почему это важно.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики это технологии проблемные,
игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и
самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач,
разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов,
идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего
самочувствия.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие
виды:
I. Это запланированный Урок здоровья, проводимый в конце изучаемой темы
(урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки
придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование.
Например: Механика в спорте, Физика температур, Электростатические явления
в жизни человека, Здоровье и радиация и другие.
II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так
как содержание урока имеет отношение к здоровью. Приведу пример для тем,
входящих в программу физики 7 класса:
Тема урока |
Вопросы здоровьесбережения |
Физика и окружающий нас мир. Физика и техника. |
Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы. |
Измерительные приборы |
Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (масса, рост, частота пульса). |
Инерция |
Переход улицы на перекрестке и перед близко движущимся транспортом. |
Механическое движение. Скорость. |
Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами детей и водителя. |
Масса |
Умение измерять массу тела. Знать массу своего тела, уметь соотносить её со своим ростом. Определение состношнния между массой и ростом.docОжирение угроза здоровью. |
Сила |
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека. |
Диффузия |
Ароматерапия. |
Явление смачивания. |
Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования. |
Давление |
Безопасная работа с режущими и колющими инструментами. |
Атмосферное давление |
Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей. |
Архимедова сила |
Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта. |
Звук. Источники звука. |
Влияние музыкальных звуков различной громкости на организм человека. Значение звуков и шумов. |
Источники света. Прямолинейное распространение света. |
Значение света для нормальной жизнедеятельности человека. |
Глаз как оптическая система. |
Изменение напряжения глазных мышц при чтении (игре на телефоне) лёжа, в недостаточно освещённом помещении, в движущемся транспорте. |
Очки. Лупа. |
Ослабление зрения с возрастом. Коррекция дефектов зрения с помощью очков. |
III. Это может быть стандартный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:
Главным критерием
такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с
урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное
взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где
интересно, а физика понятна.
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме Испарение и конденсация,
который позволяет рационально организовать творческий поиск учащихся и
экспериментальную деятельность с опорой на жизненный опыт ребят.
Тема урока: Испарение и конденсация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок творческого поиска и микроисследования.
Задачи урока:
образовательные:
- формирование понятий испарение и конденсация;
- обоснование способов изменения скорости испарения;
- значение испарения и для человека, и для Земли;
развивающие:
- развитие самостоятельности мышления;
- развитие умений и навыков:
воспитательные:
- воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении
микроисследования в малых группах;
- формирование мировоззренческих понятий.
Оборудование: ноутбук, презентация по теме урока, компьютерная модель
испарения и конденсации, схемы.
На столах учеников: стеклянные матовые пластины, веера (можно сделать из листа бумаги), ватные диски, набор жидкостей, карточки с заданием.
План урока.
I. Введение в тему урока.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы Агрегатные состояния
вещества. Сегодняшний урок я хочу начать такими словами:
(на экране слайды: водная гладь, облака, туман над рекой, гладь океана).
Послушайте, считают:
Вода появляется из ручейка.
Ручьи по пути собираются в реки.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана,
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Эти строки об удивительном природном
явлении, о котором вы знаете из курса природоведения, биологии, географии. Как
называется этот процесс? (ответы учащихся).
Задание: подышите на стеклянную пластинку. Как и почему
появляется картинка? А что происходит дальше?
Результат обсуждения дает выход на тему урока Испарение и конденсация.
II. Изучение нового материала.
1) Фронтальная работа. Используя предложенную схему
(смотри приложения), дайте определение процесса испарения и конденсации (по
аналогии с плавлением и кристаллизацией)
Результат:
Парообразование это явление превращения жидкости в пар.
Конденсация это явление превращения пара в жидкость.
2) Учитель. Парообразование может осуществляться двумя способами: кипение и
испарение. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим испарение. Объяснение процесса
испарения на основе молекулярной теории строения вещества проводится с помощью
компьютерной модели испарения и конденсации.
Результат фронтальной беседы:
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Испарение происходит постепенно, при любой температуре.
3) Парная работа. Протрите ватным диском, смоченным
спиртом, тыльную сторону ладони. Ваши ощущения.
Результат обсуждения:
Внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Быстро испаряющийся спирт
отнимает часть энергии от руки, вследствие чего мы чувствуем охлаждение.
Вопрос ученикам:
Где это явление может быть использовано?
Учитель. Быстрое испарение эфира или хлористого этила
позволяет заморозить кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это
часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.
Проблемный вопрос. Почему вода в открытом сосуде к концу
дня не замерзает?
Результат обсуждения:
Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому,
что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды.
Учитель. Эти знания можно применять при оказании первой
помощи, если у больного жар, то на лоб кладут смоченный водой платок. Если у
братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны
сделать то, что написано в памятке Оказание первой помощи больному ребенку.
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если
еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.
4)Микроисследование.
Учитель.
А можно ли ускорить процесс испарения? Как сделать его интенсивнее или
замедлить?
Для ответа проведем микроисследование, работая в группах. (Задание группам
смотри в приложении)
Проведите эксперимент, следуя алгоритму. Время на работу 3 минуты. Ответ 1
минута.
Представление результатов работы.
С помощью компьютерной модели испарения демонстрируется зависимость
испарения от свободной поверхности жидкости, от температуры жидкости, скорости
удаляющихся паров и делается общий вывод.
В ходе урока учащиеся составляют краткий конспект (смотри приложении).
III. Закрепление материала. Групповая работа. Решение
нестандартных задач (смотри в приложении).
Учитель делает общий вывод. Испарение имеет большое значение и для человека, и
для Земли, играет важную роль в повседневной жизни человека, в процессах природы
и техники.
Минута здоровья: можно включить данные об испарении ртути
и о вредном влиянии на человека ее паров.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Приготовьте к следующему уроку пример о роли испарения в природе.