Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

 

Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка -
это, прежде всего, забота
о гармонической полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.

                                  В.А. Сухомлинский.

      В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья, как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один ученик из десяти. Поэтому сохранение здоровья это потребность не только нашего, но и будущих поколений.
     Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это важно.
Здоровьесберегающие технологии в обучении физики это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.
Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:
    I. Это запланированный Урок здоровья, проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала). Такие уроки придумываются учителем заранее и включаются в тематическое планирование. Например: Механика в спорте, Физика температур, Электростатические явления в жизни человека, Здоровье и радиация и другие.
    II. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Приведу пример  для тем, входящих в программу физики 7 класса:

 

 

 

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

 Физика и окружающий нас мир. Физика и техника.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Измерительные приборы

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (масса, рост, частота пульса).

Инерция

Переход улицы на перекрестке и перед  близко движущимся транспортом.

Механическое движение. Скорость.

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами детей и водителя.

Масса

Умение измерять массу тела. Знать массу своего тела, уметь соотносить её со своим ростом. Определение состношнния между массой и ростом.docОжирение угроза здоровью.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Диффузия

 Ароматерапия.

 Явление смачивания.

Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.

Давление

 Безопасная работа с режущими и колющими         инструментами.

Атмосферное давление

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Архимедова сила

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Звук. Источники звука.

Влияние  музыкальных звуков различной громкости на организм человека. Значение звуков и шумов.

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Значение света для нормальной жизнедеятельности человека.

Глаз как оптическая система.

Изменение напряжения глазных мышц при чтении (игре  на телефоне) лёжа, в недостаточно освещённом помещении, в движущемся транспорте.

Очки. Лупа.

Ослабление зрения с возрастом. Коррекция дефектов зрения с помощью очков.

 

   III. Это может быть стандартный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

     Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме Испарение и конденсация, который позволяет рационально организовать творческий поиск учащихся и экспериментальную деятельность с опорой на жизненный опыт ребят.

Тема урока: Испарение и конденсация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок творческого поиска и микроисследования.

Задачи урока:
образовательные:
- формирование понятий испарение и конденсация;
- обоснование способов изменения скорости испарения;
- значение испарения и для человека, и для Земли;

развивающие:
- развитие самостоятельности мышления;
- развитие умений и навыков:

воспитательные:
- воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении микроисследования в малых группах;
- формирование мировоззренческих понятий.

Оборудование: ноутбук, презентация по теме урока, компьютерная модель испарения и конденсации, схемы.

На столах учеников: стеклянные матовые пластины, веера (можно сделать из листа бумаги), ватные диски, набор жидкостей, карточки с заданием.

План урока.


       I. Введение в тему урока.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы Агрегатные состояния вещества. Сегодняшний урок я хочу начать такими словами:
(на экране слайды: водная гладь, облака, туман над рекой, гладь океана).

Послушайте, считают:
Вода появляется из ручейка.
Ручьи по пути собираются в реки.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана,
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Эти строки об удивительном природном явлении, о котором вы знаете из курса природоведения, биологии, географии. Как называется этот процесс? (ответы учащихся).
Задание: подышите на стеклянную пластинку. Как и почему появляется картинка? А что происходит дальше?
Результат обсуждения дает выход на тему урока Испарение и конденсация.
    II. Изучение нового материала.
1)    Фронтальная работа. Используя предложенную схему (смотри приложения), дайте определение процесса испарения и конденсации (по аналогии с плавлением и кристаллизацией)
Результат:
Парообразование это явление превращения жидкости в пар.
Конденсация это явление превращения пара в жидкость.
2)    Учитель. Парообразование может осуществляться двумя способами: кипение и испарение. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим испарение. Объяснение процесса испарения на основе молекулярной теории строения вещества проводится с помощью компьютерной модели испарения и конденсации.
Результат фронтальной беседы:
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Испарение происходит постепенно, при любой температуре.
3)    Парная работа. Протрите ватным диском, смоченным спиртом, тыльную сторону ладони. Ваши ощущения.
Результат обсуждения:
Внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Быстро испаряющийся спирт отнимает часть энергии от руки, вследствие чего мы чувствуем охлаждение.

Вопрос ученикам: Где это явление может быть использовано?
Учитель. Быстрое испарение эфира или хлористого этила позволяет заморозить кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.
Проблемный вопрос. Почему вода в открытом сосуде к концу дня не замерзает?
Результат обсуждения:
Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды.
Учитель. Эти знания можно применять при оказании первой помощи, если у больного жар, то на лоб кладут смоченный водой платок. Если у братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны сделать то, что написано в памятке Оказание первой помощи больному ребенку.
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.
4)Микроисследование.

Учитель. А можно ли ускорить процесс испарения? Как сделать его интенсивнее или замедлить?
Для ответа проведем микроисследование, работая в группах. (Задание группам смотри в приложении)
Проведите эксперимент, следуя алгоритму. Время на работу 3 минуты. Ответ 1 минута.
Представление результатов работы.
С помощью компьютерной модели испарения демонстрируется зависимость испарения от  свободной поверхности жидкости, от температуры жидкости, скорости удаляющихся паров и делается общий вывод.
В ходе урока учащиеся составляют краткий конспект (смотри приложении).
      III. Закрепление материала. Групповая работа. Решение нестандартных задач (смотри в приложении).
Учитель делает общий вывод. Испарение имеет большое значение и для человека, и для Земли, играет важную роль в повседневной жизни человека, в процессах природы и техники.
 Минута  здоровья: можно включить данные об испарении ртути и о вредном влиянии на человека ее паров.
      IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Приготовьте к следующему уроку пример о роли испарения в природе.

 

Сайт создан в системе uCoz