Гражданское воспитание на уроках физики.
( из опыта работы)
_

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами  перед Родиной, его человеческое достоинство Ц силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

     Государственная политика в области образования (статья №2 Закона РФ УОб образованииФ) в числе первоочередных принципов, на которых она базируется, указывает приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, а среди важнейших задач называет воспитание патриотической направленности.   В лКонцепции модернизации российского образования на период до 2010 г.╗ предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотизм - высшая степень духовного развития и самосознания человека, выражающаяся в любви к своему Отечеству, его истории и культуре, готовности к деятельности на благо Родины, к выполнению своего гражданского долга во имя интересов Отечества. Таким образом, урок должен являть собой не только способ приобретения знаний, умений и навыков, но и выполнять свою главную воспитательную цель Ц воспитание гражданина и патриота Отечества.

     Формировать у школьников чувство патриотизма на уроках физики можно знакомством их с жизнью и достижениями ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки. Большинство этих ученых были и есть настоящие патриоты своей Родины. За неимением времени на уроках сообщения учащихся должны быть краткими, желательно раскрывающими конкретные черты ученого как личности. Материал о них должен быть включен в логику изложения учителем текущего материала. Знакомство с успехами страны в области физики и техники позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

     На уроке, посвященном теме лАтомная энергия: добро или зло?╗ учащиеся решали проблемный вопрос, размышляли о нравственной ответственности ученого за свое открытие перед человечеством.

     Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Формировать у молодежи современные научные взгляды на экологические проблемы, понимание их значимости в условиях стремительно развивающегося в мире научно-технического прогресса, показывать научно обоснованные способы уменьшения вредного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу крайне необходимо на уроках физики. И начинать это воспитание нужно уже с 7 класса.

     Особенно успешно воспитательные задачи можно решать на внеклассных мероприятиях. Например, во время проведенной предметной недели предметов естественнонаучного цикла интегрированные уроки (с химией, биологией, географией) способствовали созданию у школьников более целостного представления об окружающем мире, роли человека в нем, значении его деятельности для природы.  Вниманию ребят были представлены работы, посвященные страшной техногенной катастрофе на Чернобыльской АЭС, которая заставила человечество по-новому относиться к атомной энергетике и безопасной эксплуатации атомных электростанций. В ходе выступлений ученики призвали детей, их близких принять участие вместе с жителями всего мира в акции лЧас Земли╗. Люди должны осмысливать свои действия, взаимосвязи, прогнозировать возможные последствия их дальнейшего развития.

     Завершилась предметная неделя проведением интеллектуальной интегрированной игры для учащихся 7-11 классов лЗемля - наш дом╗. Ее результатом стала не только победа одной из команд. Она еще раз заставила взглянуть на нашу хрупкую планету с позиций человека, ответственного за ее будущее и будущее всех, кто на ней живет.
Многие люди на нашей планете губят лес, океаны моря.
Даже малые дети на свете знают: лТак делать нельзя!╗Е.
Думай, друг, каково ей любимой, ей, единственной нашей, родной.
Погубив ее бессердечно так, не найдешь ты больше такой.
По итогам работы над проектом лЭнергетика и экология╗ прошла конференция защиты проектных работ учащихся 10 Ц 11 классов по этой теме. В ходе подготовки этого проекта ученики школы также принимали участие в конкурсе рисунков .     Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащиеся выполняют проекты и в виде презентаций. Предлагаемая тематика таких работ обязательно подразумевает и воспитательный характер. Темой одного из ученических проектов была лФизика и оружие╗. Были изучены принципы действия многих типов вооружения, рассмотрены их физические закономерности, а также жизнь и деятельность конструкторов, работающих на оборону страны. Передовое вооружение Ц лучшая защита Родины.

     На уроках гражданское воспитание можно осуществлять с помощью заданий по решению задач, которые необходимо связывать с жизнью, техникой и производством, с научно- техническим прогрессом, с достижениями наших ученых и конструкторов. Применение этих задач на заннятиях активизирует мыслительную деятельнность учащихся, способствует развитию техннического творчества, повышает интерес к физике и технике, развивает чувство гордости за достижения страны. При решении некоторых задач преднанмеренно задается условие с избытком инфорнмации, т.к. в реальной жизни часто приходится отбирать необходимые данные из множества имеющихся. Поэтому прежде, чем приступить к решению задачи, учащимся необходимо проанализировать ее условие и выбрать нужные данные (например: Лучший средний танк Великой Отечественной войны Т-34 образца 1944 года имел боевую массу 32 т. Вооружение: 85-миллиметровая пушка, два 7,62-миллиметровых пулемёта. Максимальнакя сорость 55 км/ч и запас хода 420 км. Его снаряды массой 9,2кг, обладавшие начальной скоростью 792 м/с, прошивали насквозь 100-миллиметровую бортовую броню немецких танков с раснстояния 1000 м. Какова сила сопротивления возникает при пробивании брони снарядом? Считать, что на пробивание брони идёт 70% энергии летящего снаряда. Силу сопронтивления воздуха не учитывать.) Задачи по военной тематике служат реальной связью между наукой и практикой, дают учащимся не только знания предмета, но и профессиональные сведения, обеспечивают лучшее понимание физических основ действия военной техники, воспитывают гордость за отечественную военную промышленность, создающую образцы боевой военной техники.

      Устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков.

     Ко  Дню Победы было проведено внеклассное мероприятие, посвященное теме лФизики Ц фронту╗, на котором ребята выступили с сообщениями и презентациями о роли ученых, внесших свой неоценимый вклад в победу над врагом.

     История нашей страны строится и на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.

    Физика не только наука о природе. Изучая ее, человек изучает мир во всем его многообразии. При этом важной составляющей при ее изучении является формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

_

 

Сайт создан в системе uCoz